вторник, 30 декабря 2014 г.

Игорь Иртеньев: “Как мы будем жить после того, что натворили в Украине?”

Отсюда.
**********************************************
“Мы, украинцы, инши, – как-то сказал мне украинский друг. – Неужели не видишь?
Помню, что тогда я возражал: «две руки, две ноги… в чем «другие»? А сейчас, пожалуй, соглашусь – другие. Сомневающимся рекомендую еще раз посмотреть хронику майдана, без комментариев первого канала. Помните, как они стояли? Несколько месяцев, днем и ночью, в лютые морозы, на обледеневших баррикадах… Помните как с палками в руках, прикрываясь деревянными щитами от пуль «неизвестных снайперов», они бежали на этих снайперов и падали убитыми. А следом за убитыми бежали следующие и следующие, пока снайперы не разбежались.
А теперь вспомните наши майданы. Похоже?
Справедливо и то, что нынешняя революция в Украине называется революцией достоинства. Прогнать зарвавшихся воров, и ликвидировать коррумпированную власть дело достойное человека не лишенного чести. Сегодня эти достойные граждане Украины выстраиваются в длинные очереди, чтобы поехать на оборону донецкого аэропорта – самый тяжелый и кровопролитный участок украинской отечественной войны.
Интересно, что думают об этом генералы российской армии, получая многочисленные звезды и ордена за неведомые подвиги, совершенные на, «никому неизвестных» театрах военных действий? К сведению этих доблестных воинов – только что в Украине большим тиражом издали учебник под названием «Малые рейдовые группы: Общевойсковая подготовка, Партизанская тактика». Вот к какой реальности готовится сегодня Украина. Это против нас, российских братьев, готовится Украина вести партизанскую войну. Иллюзий ноль. Думаю, что российским генералам следует не орденами обвешиваться, а туже подтянуть портупеи.
Впрочем, Российская пропаганда утверждает, что «мы ни при чем!». Кричит, вопит, требует: «докажите!» «где доказательства»?
Наши требования предъявить доказательства подобны тому, как если бы беременная женщина настаивала на признании себя девственницей. А от возражающих требовала бы доказательств обратного.
– Докажите! – кричит она, напирая огромным животом. – Кто видел?!. Кто свечку держал?
И мы, безумные, кричим: «докажите!» в перерывах между похоронами своих погибших в Украине солдат. Какие нам еще нужны доказательства? Сколько еще требуется
солдатских могил, чтобы остановит этот поток бесстыдного вранья? Сегодня счет уже идет на тысячи.


Вспоминая о своем пребывании в сумасшедшем доме, художник Шемякин рассказывал о способе, при помощи которого советская карательная медицина пыталась сделать душевно больным его, здорового человека. Технология была следующая – из соседней палаты постоянно звучал голос, повторяющий как заклинание одни и те же пафосные тексты: «Родина-мать!», «Советский Союз!», «Отечество!»… Затем тот же голос, но уже с интонациями отвращения, начинал гнусно скрипеть, перечисляя «врагов»: «Ван Гог», «Матисс», «Пикассо»… И так сутками напролет.
Ничего не напоминает? Вот, оказывается, где обкатывались технологии по сведению с ума целого народа при помощи телевидения и прессы.
Получилось. Народ уже бьется в параноидальной истерике. В нашем воспаленном воображении, проклятые пиндосы, укрофашисты и жидобандеровцы выглядывают из-за всех углов. Вот и я, махровый жидобандеровец тороплюсь, сообщить свою точку зрения хотя бы для того, чтоб еще один голос просочился сквозь истеричный рев пропаганды.
Нет, не верю никаким рейтингам. Не верю потому, что вижу, какой ценой власть достигает этого показного единомыслия. Глупых обманули, жадных купили, трусливых запугали, смелых в каталажку, а подлые сами в нужный момент закричали «Крым наш» – вот вам и 85 процентов поддержки. А оставшиеся 15 процентов объявлены пятой колонной, отщепенцами, врагами народа… впервой, что ли?
На самом же деле этими фальшивыми рейтингами нас делают соучастниками
преступного убийств многих тысяч людей. Каинову печать хотят поставить на целом народе. На ста сорока миллионах граждан. По закону банды уголовников правители стремятся свою, персональную ответственность размазать тонким слоем по всему населению с тем, чтобы, следуя утверждению, что «народ всегда прав», оправдать грязную войну, которую они развязали и ведут на территории суверенной страны. Господи, каких только преступлений не совершали именем нашего несчастного народа! А, ведь Бердяев когда еще написал, что: «не в народе центр совести, народ кричал: распни его»? И вот мы всем миром, обманутые, одураченные, опьяненные кровью братьев, вопим «распни!», распиная ослабевшую Украину, быть, может, в самые тяжелые для ее истории дни.
Ну, ладно, народ–простак, его обманули, одурманили, свели с ума, обвели вокруг пальцев… А вы то, вы? – образованные, духовно богатые, все книжки прочитавшие? Все гуманные истины познавшие? В Бога верующие, черт бы вас побрал, вы тоже считаете, что вор бывает прав, а жертва ограбления виновной? И, что если громко и долго орать бессовестную ложь про фашизм и бандеровцев, то правда не восторжествует?
Может вы действительно верите, что то, что плохо лежит можно безнаказанно забрать? А если сами не отдают, то силой? А если возражают, то по мордАм? А сопротивляющихся можно убить и сказать, что это они сами себя?.. Где же вы духовные отцы нации? «Мастера искусств», окопавшиеся в своих культурных вотчинах – театрах, газетах, издательствах, музеях? Что прячете глаза? Что, позоря седины, мычите невнятное у телевизионных микрофонов?
– Я, видите ли, не разбираюсь в политике…
В чем тут разбираться? В том, что тот, кто стащил кошелек – вор. А у кого стащили – жертва? Велика премудрость!
«Судьба заботится о том, чтобы не было счастья, добытого ценой преступления» – этот закон природы /читай Бога/, открыл итальянский драматург Витторио Альфиери еще в 18 веке. Может кто-нибудь опровергнуть его хоть одним историческим примером? Или мы уже не помним, как под грузом собственных преступлений Советская империя развалилась как карточный домик? Тогда казалось, что теперь-то мы ученные – черта с два. И вот мы снова в той же воровской малине. Снова готовы спасать и осчастливливать соседние народы методом отъема территорий. Как у финнов Карелию, как у японцев Курилы. У Грузинов Абхазию и южную Осетию. У молдаван Приднестровье… И далее по списку, с кем у нас еще общие границы? С Эстонией? С Литвой? С Китаем? Вот уже и в Крым поехать невозможно, не чувствуя себя барыгой, скупающим краденое.
Слышу, слышу справедливые упреки: кто ты такой, чтобы судить целую страну? Ставить ей отметку за поведение? Может, еще каяться прикажешь? Нет, не прикажу. Да и не бывает никакого коллективного покаяния потому, что толпа, действительно, всегда права своей неумолимой, арифметической правотой – не оттого ли всякая нечисть норовит спрятаться в коллективе? Кажется, за всю историю человечества до общенационального покаяния возвысились лишь немцы после второй мировой войны. Впрочем, грешат-то одни, а каются, как правило, совсем, совсем другие.
Помните такого «другого» – журналиста-усыновителя? Пару лет назад он выступил во время одного из приторных телевизионных «общений Путина с народом», назвав закон Димы Яковлева людоедским? Национальный лидер тогда отреагировал.
– …Вам нравится, что вас унижают? – возмутился он. – Вы мазохист?..
Добавить нечего. Закомплексованому полковнику КГБ, волей судеб оказавшемуся на вершине властной пирамиды, не сопоставить ничтожность политических амбиций в сравнении с жизнью ребенка. А уж про жизни тысяч и говорить не приходится. Правда и то, что до знаменитых душегубов Сталина, Гитлера, Пол-Пота он не дотягивает – там счет идет на миллионы убитых. Но и этих тысяч, уже погибших, в развязанной Путиным братоубийственной резне, хватит на помещение его в список негодяев двадцать первого века. Список, который сегодня своей фамилией открывает наш национальный лидер, под восторженные аплодисменты оболваненного, слепоглухонемого электората.
И, ведь ни одна вдова не вышла на одиночный пикет. Ни одна мать, потерявшая сына. Ни отец, ни ребенок… Вот единица измерения нашего рабства – молчащая мать чье дитя отправили на неправедную, необъявленную войну и убили, а ей приказали «не выступать, а то хуже будет». Как будто для родителей есть что-нибудь еще хуже похорон собственного сына. Но они «не выступают», молчат, продолжая патриотично ненавидеть укрофашистов.
Кстати, о ненависти – вот истинная стигма раба.
Ментальный раб всегда кого-нибудь ненавидит: хозяина, интеллигентов, пиндосов, евреев, богатых, черных, геев… Но больше всего ненавидит раб чужую свободу, чужую независимость, как ненавидим ее мы, живущие в рабстве. Ненавидим по той же причине, по которой импотент начинает ненавидеть женщин, будучи не в состоянии испытать счастье любви.
Мне возразят, меня упрекнут, мне гневно бросят в лицо, что мать погибшего солдата патриотка и потому с, неведомой для меня, отщепенца гордостью, отдает свое дитя во имя защиты Отечества. В таком случае ответьте мне «отщепенцу» от кого защищаемся? Кто этот страшный враг, который угрожает нашей Родине? Украинцы? Это они вторглись в Россию? Это они аннексировали кусок нашей территории, и угрожают целостности страны? Может, они уже прислали своих зеленых человечков, во главе с Гиркиными, Бородаями и тысячами других заплечных дел мастерами, в нашу Ростовскую область и провозгласили независимую республику? – Бред!
Нет, ни любовь к Отечеству, ни преданность Родине, или Русскому миру, наскоро сляпанному кремлевскими идеологами, не являются причинами этой войны. Когда-то Голда Меир сказала, что война на Ближнем востоке закончится когда арабы полюбят своих детей больше чем ненавидят евреев. Вот и всё объяснение – ненависть к украинской свободе привела нас к этому позору, когда Великая Россия «в легкую» отправляет на заклание тысячи сыновей, примеряя на себя душную палестинскую куфию.
А что украинцы? А украинцы были и остаются свободными со всеми своими майданами, демонстрациями, депутатами драчунами, вороватыми чиновниками время от времени летящими в мусорные ящики… Со всей той политической «движухой», которая, через ошибки и заносы, рано или поздно приведет страну не к нашей тухлой, кладбищенской стабильности, а к нормальной, европейской, человеческой жизни. Они, украинцы, представьте себе, настолько свободны, что позволяют себе жалеть и благодарить нас – Россию.
– Путинская Россия сделала нас народом, – неожиданно заявил мне киевский друг.
И то правда – общая горькая судьба, общая угроза, общий враг вот что делает население народом. Больше двадцати лет болтались как дерьмо в проруби не понимая, как распорядится свободой. Без смысла и цели. Теперь-то каждый ребенок в Украине точно знают, что на его честь и достоинство есть охотники, от которых надо защищаться, а для этого нужна подконтрольная власть и армия. А для армии – экономика. А для экономики современные технологии… Воистину «лучшее образование дается в борьбе за выживание». Может наша русская беда в том и состоит, что не завоеванная свобода не имеет цены? Что это такая же химера, как и “спущенная сверху” демократия, или унаследованное богатство? Не потому ли мы с такой легкостью всем миром отказались от свободы, что досталась она нам на халяву? И не надо нам ни независимого суда, ни свободных СМИ, ни честных выборов… И вообще ничего кроме пайки с барского стола?
Когда-то неведомый мудрец изрек обидную, для нашего ущемленного национального достоинства, истину: «что русские не делают их все равно жалко».
В самом деле, и жалко, и страшно при мысли о том, как мы будем жить после всего, что натворили в Украине? Ответ предположительно такой: в ныне существующем режиме, жить будем плохо, грязно. Лживой и неправедной жизнью, презираемые потомками. И закончим мы эту подлую жизнь без покаяния и причастия в разорванной, разоренной стране.
10.12 14 г.”
Вот что прислал мне на днях мой друг, питерский режиссер и сценарист Аркадий Тигай. Мало кого, как мне кажется, этот текст может оставить равнодушным. Букв, возможно, много, но все по делу.
Перепост всячески одобряется как автором, так и публикатором.

Я верю – поздно или рано
Наступит он, желанный час,
Когда повергнув власть тирана,
Воспрянет креативный класс.

Когда у гробового входа
С табличкой «Enter» на стене
Нас примет радостно свобода
И удивится: «Вы ко мне?»
Главное режим путина уничтожить и наказать всех кто убивал УКРАИНЦЕВ …затем десятилетиями просить прощения и творить только ДОБРЫЕ ДЕЛА ВЕРНУВ КРЫМ И ВОССТАНОВИВ ДОНБАС И ЛУГАНСК!

понедельник, 29 декабря 2014 г.

Олег Басилашвили: "Чтобы война не пришла в наш дом..."

Отсюда.
Я никак не мог понять: какого хрена путину надо. Смотрел, слушал пока Ходарковский в Киеве не сказал: "путин восстанавливает российскую империю". Точно. И дальше смотрел, слушал. Не мог понять - кому нужна эта искусственная война. Никому. Вообще никому. И вот, Басилашвили о том же.
*******************
Российское информационное агентство «Росбалт» опубликовало интервью с актером театра и кино, народным артистом СССР Олегом Басилашвили. Известный актер рассуждает о том, почему нынешняя война не имеет оправданий. В своих ответах актер пытается найти истину и быть более объективным, чем журналист, задающий вопросы.
— Олег Валерианович, та война, свидетелем которой вы были, давно закончилась, а новая, похоже, только начинается. Что вы об этом думаете?
— 22 июня 1941 года. Этот день я помню очень отчетливо. Я был в Москве, на родной Покровке, дом 11, квартира 15. Утро было ясное, солнечное. Мы с мамой шли по Чистым прудам смотреть кино в «Колизей» (там сейчас театр «Современник»). На ступеньках кинотеатра у входа стояла небольшая толпа. Почему-то все были одеты в черные одежды – я так запомнил. Посреди этих людей, в красном берете, стояла женщина, которая в кинотеатре проверяет билеты, и о чем-то им взволнованно рассказывала. Мы подошли, мама что-то услышала. А потом взяла меня за руку и судорожно повела домой. Я был безумно расстроен, потому что мы должны были посмотреть картину «Наш двор» с участием клоуна Карандаша, а после этого ехать на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Выяснилось, что женщина в красном берете пересказывала сообщение по радио – выступил Молотов, началась война.
С этой войной у меня очень много связано. Мой названый брат, курсант артиллерийского училища, окончивший его в чине младшего лейтенанта, был направлен на фронт. Его звали Жора. Он воевал начальником стрелковой батареи, под Вязьмой попал в окружение, самостоятельно выбрался оттуда, прошел фильтрационный лагерь, был направлен на Харьковский фронт — и там тоже оказался в окружении. Опять самостоятельно выбрался, попал в стрелковую часть и принял свою смерть в танковом сражении на Курской дуге около станции Прохоровка, в чине командира артиллерийской батареи — начальника штаба отдельного артиллерийского дивизиона 76-мм пушек 125-й стрелковой бригады… Отец мой прошел всю войну, вернулся домой майором, уже в июле 1945-го. Чем старше он становился, тем чаще рассказывал о войне. И теперь мне кажется, что он и подобные ему люди были счастливы все эти четыре военных года. Потому что они делали правое дело – защищали свою родину от фашистов, свои семьи, дома, свои любимые леса и поля. Недаром наш лозунг был: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Но вот что касается сегодняшней войны на Украине – честно говоря, я не очень понимаю, что там происходит и почему. Кто от кого что защищает? Думаю, нам не сообщают всей правды об этом. А раз не сообщают, значит, что-то мы делаем не совсем правое.
— Вы думаете, не за совсем правое дело бьются ополченцы Юго-Востока?
— Я не понимаю, за что именно они бьются. Ужасно только одно: гибнут мирные люди, в первую очередь, конечно, военнообязанные, а затем дети, женщины, старики. Они-то в чем виноваты?.. Этих мерзавцев, кто бы они ни были, спровоцировавших военные действия, рано или поздно будут судить судом всех народов.
— Кого вы имеете в виду?
— Я не знаю. Кто-то ведь в этом заинтересован! Кому-то нужно, чтобы гибло гражданское население, а на Юго-Востоке Украины была кровоточащая рана.
Кому нужна чужая кровь? И главное, непонятно — во имя чего? Я не понимаю, каких целей добиваются так называемые повстанцы. Отделения от Украины? Нет. Того, чтобы быть с Россией? Тоже нет — они этого требования не выдвигают. А даже если бы и выдвигали – мало ли кто чего требует. Федерализации? Так она им обещана.Каких-то изменений в конституции?На это в Киеве тоже уже согласны. Чего же эти люди дальше-то сопротивляются?! Может, хватит отстреливаться, ребята, — за что вы бьетесь? Нет, опять стреляют…
Ничего понять нельзя. СМИ не доносят до меня полную картину происходящего. Почему туда идут какие-то добровольцы из России? Каким образом они туда приходят? Есть же граница!.. Она должна быть на замке. А тут десятки, сотни добровольцев с оружием переходят ее — и хоть бы хны. Как это может быть? И что это за люди? А их новейшее оружие? Вы что, можете из стрелкового оружия сбить вертолет? Нет, не сможете, какое бы оно ни было прекрасное и точное. А вот из ПЗРК – можно. А откуда эти ПЗРК? Там что, на Донбассе и Луганщине, огромные склады вооружений?..
— Вам кажется, что этим людям сейчас надо сдаться?
— Надо прекратить эту бойню. На месте повстанцев я бы вышел на высокий холм, взял бы в руки оружие, положил его на землю и закричал: «Братцы, все! Мы прекращаем стрельбу. Прекращайте и вы тоже. Давайте сядем, поговорим…». А умение нажимать на гашетку и испытывать сексуальное удовлетворение от того, что ты убил человека – это, знаете ли, не геройство, а преступление. Я сам был беженцем, и помню, как мы бежали из Москвы в декабре 1941-го. Помню, как это тяжело и страшно. Зачем сейчас-то людей мучить? Там хоть, по крайней мере, наш народ сражался против фашизма, порабощения немцами нас, русских и советских людей. А сейчас-то против чего они сражаются? И кто им помогает?..
— Но ведь если ополченцы сложат оружие — их убьют. А мирных людей сожгут так же, как в Одессе.
— Погодите! Значит, по-вашему, в задачу киевского руководства входит сжечь Юго-Восток Украины?
— Почему нет? Сейчас там украинские военные бомбят и обстреливают из орудий города, мирных людей.
— Они бомбят не гражданское население, а только тех, кто с ними сражается, какие-то внутренние войска в этих Донецкой и Луганской республиках. Мирные люди просто попадают под огонь, к большому несчастью… Все это вызывает у меня очень неприятные мысли. Зачем нам это надо? Мы, благодаря присоединению Крыма, вместо брата и друга, который рядом с нами, уже приобрели злого врага – на все века.
— Как вы думаете, почему русских, победивших фашизм, так не любят на Западе — не в самой Германии, а в других странах Европы, в том числе и Восточной?
— Для наших солдат война была самым святым делом. И слава всем, кто тогда воевал! А вот потом в освобожденных от фашизма странах так называемой восточной демократии – Чехословакии, Венгрии, Югославии, Польше, Румынии, Болгарии — наша армия утвердила новый социалистический порядок. Эти страны почувствовали себя оккупированными СССР. Мы насаждали там свои правила, арестовывали противников режима… Поэтому нас не любят, мы явились как бы вторыми оккупантами. Мы пытались сделать хорошее, дать этим странам новую жизнь, ту, о которой мечтали сами. Но она принесла с собой жертвы и страдания… Я думаю, в этом все дело. Оккупантов не любят нигде, с какими бы благими намерениями они ни занимали чужие земли.
— В этом году киевская власть отменила все торжества, приуроченные к празднованию Дня Победы. На Западной Украине ветеранам Великой Отечественной вообще запретили праздновать День Победы, а общественным организациям и партиям — проводить массовые акции у мест воинских захоронений. Как вам это?
— Честно говоря, я в это не верю. Это неправда. Этого не может быть. Я был в Киеве прошлым летом. Там у подножия монумента Родине-матери на высоком берегу Днепра стоят орудия, принимавшие участи в боях. Это действующий музей воинской славы. Я был и в других местах Украины, где советские войска дали отпор фашизму. И не верю в то, что там почему-то запрещают праздновать 9 мая. Кому нужна эта ложь? Давайте, я спрошу вас: кто они такие, сопротивляющиеся на Юго-Востоке Украины? Почему не хотят жить в мире, в одном государстве вместе со всеми украинцами и новым киевским правительством, которое выдвинул Майдан?
— Они говорят, что не хотят жить в одном государстве с бандеровцами – наследниками пособника фашистов Степана Бандеры и тех полицаев, которые зверствовали на Украине вместе немцами.
— Выходит, мы с вами, что ли, хотим жить вместе с фашистами? В России они тоже имеются, свои бандеровцы. Так давайте сейчас все тоже восстанем. Что же мы молчим, не бьем фашистов у себя дома?
— Но у нас они пока не пришли к власти…
— А в Киеве, вы считаете, пришли? А почему? Знаете, сколько националисты там получили на выборах в Раду? Какие-то малые проценты. Что же нам врут по поводу того, что бандеровцы взяли власть на Украине?.. Вот это вранье меня и настораживает, потому что врущий человек, оказывается, лжет во имя каких-то нехороших целей. Каких – я не знаю.
— Есть мнение – мол, из-за Крыма начнется теперь война Украины с Россией, а потом и со всем миром. И снова пойдут похоронки нашим матерям. И чтобы война не пришла в наш дом, надо отдать Крым назад. И тогда нас, может быть, не тронут, оставят в покое…
— Крым – не игрушка: отобрал – отдал назад. Народ Крыма – тоже не игрушка. Надо считаться с теми, кто живет там. Был проведен референдум, и действительно, я в это верю, большая часть крымчан высказались за присоединение к РФ. Но представьте себе, что Кубань проголосует за то, чтобы присоединиться к США. Значит, Штаты могут войти туда и завладеть Кубанью? И как бы мы назвали этот акт? Наверное, оккупацией… Могут сказать и финны: Карельский перешеек – бывшая финская земля. А ну-ка, мы его оттяпаем! И пошло, и поехало. И начинается мировая война… Если мы хотим помочь русским, которые страдают на Украине от Одессы до Луганска – ну что же, у нас полно земель на востоке страны, и не только там. Милости просим, приезжайте, а мы вам поможем, будете гражданами России. Все что угодно, лишь бы самой России не вступать ни в какие военные конфликты…
— А если по отношению к тем русским, которые не смогут уехать, будет проводиться геноцид, этнические чистки? Как это было в Югославии с сербами? Что тогда?
— Я в это не верю. На Украине геноцида быть не может…
— А если предположить, что такое все-таки произойдет? Должна ли Россия вмешаться?
— Должна, несомненно – если там будут уничтожать русских, евреев, татар, немцев, любые народы. Мы обязаны вмешаться, но каким образом? Только посредством ООН. Ставить там вопрос во главу угла – прекратить геноцид, ввести «голубые каски». Но почему-то до сих пор в ООН никто не обращается с таким требованием. Почему? Кто-то заинтересован в том, чтобы этот порох тлел все время. Но это тление, если его не остановить, подползет к мировой бочке с порохом.
— Штирлиц в «Семнадцати мгновеньях весны» говорил: «Из всех людей, живущих на земле, я больше всего люблю стариков и детей». А о чем думаете вы, когда смотрите на детей и на наших ветеранов?
— О том, что нам надо заниматься не захватом новых земель, а внутренним устройством страны. Например, отдать часть квартир в новых элитных жилых домах, в которых почти никто сегодня не живет (ибо цены на квадратные метры там безумные), ныне живущим ветеранам войны. Пусть они хотя бы остаток своих лет поживут в человеческих условиях. Дайте им пенсию не несколько тысяч, а по сто тысяч каждому. Их же осталось уже так мало… Не отдаете? Что же вам так жалко? Что ж вы за жлобье такое? Как вам не стыдно смотреть на людей, которые спасли вас? Вот чем надо заниматься нам на своей земле.

пятница, 26 декабря 2014 г.

Анатолий Молчанов: "Россия — это большая соковыжималка"

Отсюда
*************************************

Анатолий Молчанов (позывной «Собр») — профессиональный военный, гражданин Белоруссии. В весеннем Крыму стал добровольцем местной самообороны, участвовал в блокировании украинских военных баз. В Славянск прибыл ещё в апреле и командовал там ротой разведки, на самых напряжённых участках (в частности, в районе Семёновки).  Пишет на «Эхо Москвы» российский журналист Андрей Бородулин. Приводим текст статьи без сокращений и правок
Это совсем не рядовой боец, которого «в деле» на Донбассе я видел неоднократно. Так, например, 15 июня Собр решил сопроводить журналистов Андрея Стенина, Александра Коца, Дмитрия Стешина и меня в посёлок Восточный. Этот участок находился между линиями противоборствующих сторон, мы осмотрели, как там живут местные жители, а на обратном пути попали под огонь снайпера. Укрылись, лёжа на земле, а когда сели в машину, то очередная пуля пробила колесо. Вернулись к передовому блокпосту ДНР с колёсным диском, обёрнутым резиновыми лохмотьями.
В Донецке я встретил Анатолия уже в августе, когда он возвращался с задания на другом, прошитом пулями транспорте. Это был камуфлированный аэрозольной краской микроавтобус. Не знаю, как в других случаях, но в тот момент, на том задании под его началом были шесть бойцов.

О его компетентности говорит и тот факт, что об уходе Стрелкова с территории ДНР, о том, что тот уже несколько дней не осуществляет командование, Молчанов рассказал мне за несколько часов до появления новости о «ранении главнокомандующего» (многие уже забыли, что сначала была распространена и опровергнута информация о ранении Стрелкова, а потом уже было официально объявлено о сложении им полномочий).
Сам Анатолий ещё в Славянске получил более, чем реальное, тяжёлое ранение в руку, перенёс операцию, но вернулся к ведению боевых действий против украинской армии, в которых участвовал вплоть до ноября, на участках от побережья Азовского моря до Луганска. Сейчас, в ранге подполковника он ещё находится в Донецке.
Для меня самого удивительно, как, и на основании чего, Молчанов дал добро на публикацию расшифровки нашего разговора. А до того, как беседа по Skype состоялась, я нисколько не рассчитывал, что её содержание, суждения подполковника армии ДНР будут именно такими.
Анатолий, мы с тобой общались в Славянске, на блокпосту у Химзавода, в Донецке совсем незадолго до ухода Стрелкова. Твоё настроение по отношению к войне как-то изменилось с тех пор?
Ничего не изменилось в сущности. Есть банальная фраза о том, что “на войне хитрый наворуется, умный насмеётся, дурак навоюется”. Вот, снова таков итог.
Ты считаешь ошибкой, что из Крыма отправился в Донбасс?
Не хочу вычёркивать девять месяцев из жизни, хотя явно одних ***ов на других поменяли.

А ты сражался за “Новороссию”, как за Россию?
Нет, я не сражался за Новороссию вообще. Я воевал за маленького мальчика, который от осколочного ранения у меня на руках умер, за женщину с двумя детьми, которая не могла эвакуироваться из Славянска, за девушку, которая бросила дом, высокооплачиваемую работу и ушла на фронт, за её родителей… За тех солдат, которые были у меня справа и слева, под моим командованием, были со мной в одном окопе… Больше всего я не люблю, когда убивают невинных людей.
Получается, что ты и защищал, и мстил. Но при этом выходит, что и то, и другое ещё больше разжигало войну. Из-за этой мести, из-за продвижения ДНР этих раненых мальчиков, страдающих людей становилось ещё больше…
Ты фильм “Троя” смотрел? Там говорится “Ты одним ударом меча можешь закончить войну”. У меня нет никаких идеалов. Там, где была душа — чёрная дыра. Но вокруг меня были люди с идеалами, достойные бойцы. И я, как профессионал, считал должным обеспечить, чтобы как можно большие из них вернулись домой живыми.
Что касается политики: я всегда был вне её. Я о существовании Суркова узнал только летом, как и про Малофеева. Даже про Ахметова ничего не знал.
То есть, когда ты выезжал из Крыма, ты думал, что всё это восстание на Донбассе поднято изнутри?
Я выезжал из Крыма, потому что услышал слова Стрелкова о том, что не хватает офицеров. Приехал и выяснил, что батальонами командуют младшие сержанты. Что командирами назначаются по принципу: “кто кому кум”, “кто с кем бухает” и прочее, и прочее.
Ты считаешь, что свою миссию выполнил?
Кто может, пусть сделает больше. Просто я здесь стал не нужен. Хотя и заканчиваю войну на высокой должности, мне поступили финансово выгодные предложения. Но мне это не нужно, меня не интересует война, как способ заработать деньги. Мне важно, чтобы я вернулся домой и мне не стыдно было на своё отражение в зеркале смотреть. Обо мне могут говорить что угодно, но никто не может сказать, что я струсил, сбежал или кого-то предал. И это для меня главное.
А война закончилась?
Да.
А мелькающие сообщения об обстрелах, нарушениях “перемирия”? Что это: у кого-то нервы не выдерживают или какие-то провокации?
Да это мелочи. Многое вообще дезинформация. Как и то, что здесь умирают с голоду. В донецких магазинах полно любых продуктов.
Все остались на своих позициях? Просто постепенно прекращают огонь?
Да. А в случае с аэропортом — это вообще бесполезное бодание было и есть. Как можно было пытаться “взять аэропорт”, не взяв Пески и Авдеевку? (прим.: сёла, контролируемые ВСУ, примыкающие к аэропорту с противоположной от Донецка стороны).
Вспоминаю август, сентябрь… Какая масса ополченцев была, с оружием, на многочисленных блокпостах, позициях. Куда они сейчас пойдут? По домам?
Конечно. Они уже разошлись, кому было куда. А кому некуда — те у знакомых, по общагам многочисленным.
А уроженцы Славянска, Краматорска? Что с ними?
Звонил мне боец один, с позывным Саморез. Приехал он к себе в Славянск, сдался в комендатуру к “укропам”, получил 3 года условно и живёт там.
А остальные что будут делать?
Наверное, будут сидеть, так же как и я, и думать: “Как же отсюда уехать и куда?”
А остаются с оружием на позициях только специальные формирования, типа “Оплота”?
Естественно.
Как происходит уход рядового ополченца?
С ними всё просто: перестаёшь кормить и он сам уходит. Если у бойца не остаётся матраса и банки тушёнки, он собирается и идёт домой.
С оружием?
Нет, без.
Сейчас бытуют разговоры, что Донбасс станет, как когда-то Балканы, Кавказ — гигантским чёрным рынком оружия…
Он уже давно такой рынок. Причём, с обеих сторон конфликта. Нам звонили украинские военные и предлагали купить: снаряжение, оружие, боеприпасы… Не исключаю, что кто-то из наших так же продавал и им.
Я знаю, что есть прецеденты, когда некое оружие оформляется, как сожжённое, а потом оказывается в Хмельницком, Киеве, Николаеве. Вся Украина уже наводнена оружием, как и близлежащие области России: Ростовская, Краснодарский край.
То есть, сейчас высвобождается огромная масса “стволов”, которая будет использоваться в криминальных целях?
Я тебе больше скажу. Сейчас появилось огромное число людей, которые научились воевать и ничего больше делать не хотят. И эти ребята, как говорится, “welcome to Russia”, они станут ОПГ без всяких понятий. Их же Россия “кинула”.
Или вот ещё пример. Я в Крыму, в Севастополе видел человека, которого выписали после ампутации ноги из госпиталя и он стоит в переходе с табличкой “Помогите ветерану Донбасса”. Это не “кинула”?
Будет верно сказать, что на Донбассе воюют в большинстве своём местные, но с российским оружием и на военной технике?
Да. Очевидно же, что они не сами наклепали это всё в Донецке.
Существует предположение, что украинская армия готовится к весеннему наступлению…

Ты лучше рассмотри такой вариант: создать здесь вторую Чечню. Успокоить, дать некую автономию, назначить местного “Кадырова”. Легализуются отдельные подразделения, и затем они же, вместе с украинской армией выдавят местную непримиримую оппозицию.
Ну а почему украинской армии, переподготовленной не устроить весной “блицкриг”, не выдавить с Донбасса оппонентов одним махом?
Когда ты последний раз здесь был?
В середине ноября. Уезжал под грохот артиллерии в аэропорту.
От аэропорта до центра Донецка 10 минут на технике. Но они же не идут. Чего им ждать лета? Значит им это не нужно. Если бы хотели, то давно бы вошли.
То есть, ты считаешь, что украинская армия способна победить сейчас?
Конечно, способна.
Почему этого не делают?
Зачем им терять людей, им это не нужно. Есть другие методы, про которые я упомянул. Зачем им устраивать какие-то наступления, если отсюда множество платежей до сих пор идёт на Киев. Как и зарплаты здесь платятся Киевом. Я лежал после ранения в донецкой нейрохирургии, так там почти все врачи получают из оттуда зарплаты.
Ну а что с бойцами, которые по-настоящему верили и верят в “борьбу за Новороссию”?
Ну расстроятся, пустят мужскую слезу, скажут “нас всех продали” и поставят песню “Поручик Голицын, раздайте патроны”. Скажут ещё, что “Игоря Ивановича сняли и всё на этом развалилось”. Игорь Иванович их морально поддержит и продолжит в Москве бороться с “пятой колонной”.
Ну, а насчёт тебя. Ты какие-то выплаты за ранения, службу получил? Почему у тебя сейчас нет возможности выехать из Донецка?
Получил. Летом. Когда надо было продемонстрировать, как ДНР о нас заботится. Собрали журналистов и сделали выплаты раненым.
Деньги кончились, и сейчас выехать не на что?
Не только выехать, но и жить не на что. Мне после ранения ещё одну операцию делать на руке и гарантированно ходить несколько месяцев в гипсе. А кормить меня некому, у меня кроме матери в Белоруссии никого нет. И так почти все войны для рядовых бойцов кончаются.
А в Белоруссии что тебе грозит?
Всем вроде меня грозит уголовное дело. Ну, положим, наёмничество они мне не смогут приписать, потому что странно назвать наёмником бойца, воевавшего “за банку тушёнки”. Террористом обозвать легче. За терроризм в Белоруссии посадить не проблема. Как и смертную казнь у нас за это не отменял.
Ты считаешь, что тебе в Белоруссии грозит смертная казнь?
Да.
Вернёмся непосредственно к войне. Выходит, что больше всего от неё пострадали местные мирные жители?
Местные? Как они пострадали?
Ну как, кто-то потерял окна, кто-то крышу, другие родных.
Ну если так считать, то да. Но это примерно то же, как если бы внезапно тайфун прошёл. Человек должен быть и к такому готов. Но местные здесь совершенно деградировавшие. Они все пошли на референдум, думая, что всё будет как с Крымом. Но русские танки не пришли. И почти все местные мужички вместе с пивком нырнули к своим бабам под юбки. Пока со всей украинской армией в Славянске сражался отряд, почти полностью пришедший из Крыма.
Сейчас заканчивается год. Эти самые мирные местные будут подводить его итоги, с ужасом оглядываясь вокруг. Кого они будут винить в произошедшем? Людям ведь свойственно искать виноватых…
Для них будут виноваты все. Все плохие. Я буду виноват, те, кто по телевизору, “укропы”, политики, Порошенко, Путин, сосед… Все.
Получается, что свой рейтинг Россия, Путин потеряли в Донбассе. То отношение, которое было к ней раньше, оно частично или полностью потеряно. А к Киеву изменилось отношение местных?
Андрей, просто-напросто, благодаря войне, здесь люди поняли, что пусть хоть Порошенко, хоть Путин — никакой разницы. Одинаковые они для них теперь абсолютно. Как и в Крыму, кстати, многие это поняли. Раньше думали, что Россия — это большой брат, а теперь убедились, что Россия — это большая соковыжималка.

вторник, 23 декабря 2014 г.

Внеблоковый статус

Свершилось. Сегодня верховная Рада Украины приняла закон об отмене внеблокового статуса Украины. Через пару дней, когда закон будет опубликован, Россия может предложить Украине дружить войсками против кого-либо. Предложит? Если у Госдумы есть не только домашние заготовки, приготовленные госпожой (ой-ли) Матвиенко, то она (Дума) именно так и поступит. Буду смеяться, если я прав.  Увы там уже давно не Дума-ют.
Вчера общался в одноклассниках с какими-то россиянами. Просто потроллил их немного. Хотелось узнать чем люди живут, о чём думают. Обругали, как всегда. А думают: 1) о том, что русские солдаты всех руками могут задавить (как в анекдоте про гризли); 2) что в российское болото никто никого насильно не тянет; 3) путин - классный чувак; 4) тот, кто не думает, что путин классный чувак - поцы.
Моё предложение посмотреть на статистику вывода из России коротких акций было встречено с чуством глубокого достоинства и презрения к умнику-укропу. Отчасти меня это даже позабавило. Посоветовал им скупать водку и сигареты и отключился.
Думаю, до самого старого Нового года ничего не произойдёт. А потом будет 15 января. "За работу, товарищи."

вторник, 16 декабря 2014 г.

Неважно, что своя хата сгорела...

Есть такой анекдот, якобы украинцы всегда радуются, когда горит соседский сарай. И ничего, что своя хата сгорела - всё равно радость. Сегодня курс доллара подскочил до 20 гривен за одну условноуголовную единицу. Люди сразу стали на четверть бедней. Фишка, однако в том, что украинцы никогда особо не доверяли родной денежной единице и, как правило, хранили деньги в твёрдой бумаге с изображением Бенжамина Франклина. Так что кое-кто сегодня даже обогатился. Кроме того в Украине, как ни крути, сёла "живые". Там живут люди. Там делают еду. Мало, кто из украинцев расчитывает только на зарплату или пенсию. А мешок картошки или литр молока - это тоже твёрдая "валюта". Война к тому же идёт. А война, как известно, всё спишет.

Теперь давайте оторвём свои заплаканные глаза от коленок и глянем на восток. Ба!!! Горит соседский сарай. И, что немаловажно, только-только начинает разгораться.
 

Так может пришло время соседям вместе гасить пожар ?


воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Началось, граждане. Началось!

А кому выгоден массовый психоз? В Москве тоже "бендеровцев" боятся?
Отсюда.
*********************************************

Говорят, на прошлой неделе депутаты Государственной думы в два часа ночи отрабатывали экстренную эвакуацию на станции Московского метро (которое, как известно, и само противоатомный бункер, и с сотней других бункеров соединено). А очевидцы говорят о том, что и кортеж Путина промчался в центр города в то же самое неурочное время — уж не репетировать ли вместе с депутатами последствия ядерной атаки?
«Все это слухи, конечно, но ведь оттого и тревожные, что похожие на правду. Может, это тимбилдинг у них просто такой, но ведь может же быть, что и отработка слаженности действий на случай Апокалипсиса?», - пишет для «Сноба» российский журналист Дмитрий Глуховский
Тем временем, чтобы нагляднее отметить День противовоздушной обороны, у Театра Российской армии разворачивается противоракетный комплекс С-300. В Одинцово к этому же светлому празднику прибывает пусковая установка межконтинентальных баллистических ядерных ракет «Тополь». Жители в панике: неужели началось?
Началось, граждане. Началось! И, судя по тому, как все запущено, началось это не сегодня и не вчера.
Все наше мудрое руководство: и Партия, и Правительство, и Президент — все залезли в бункер. Спустились на стометровую глубину, задраили люки, раскупорили консервы Росрезерва, плеснули себе коньяку и стали оглядывать окрестности через перископ. И обратно, на поверхность, думаю, не собираются. Ведь против Родины нашей, как известно, ведется война. Ведь Родина наша — в кольце врагов. Ведь нас пытаются: удушить! задавить! закошмарить! расчленить! и уничтожить! Отступать нашему руководству некуда: наверху Москва. И сдаваться никто не собирается. Сколько хватит консервов, столько и просидят. На войне как на войне.
Да-да. Это она. Па-ра-но-йя.
При паранойе тоже кажется, что ты находишься в чудовищной опасности. Что тебе угрожают. Что против тебя сплетен хитроумнейший и коварнейший заговор. А главное, что именно ты прав и именно ты — единственный трезвомыслящий человек, а все вокруг или заблуждаются, или просто завербованы Врагом.
А это ведь ровно картина заседания Генеральной Ассамблеи ООН по Крыму и Украине. Спасибо, что наших представителей оттуда в смирительных рубашках не унесли. Диагноз-то всем ясен, кроме нас.
Сами посудите. Россия бряцает ядерными ракетами на Красной площади каждое 9 мая, Россия никак не хочет поверить в то, что Вторая мировая война давно кончилась, Россия отчаянно выискивает фашистов во всех своих бывших республиках, Россия Вторую мировую войну берет и возобновляет — атакуя Украину и присоединяя Крым, чтобы он — внимание! — не достался нацистам! Россия после этого вводит своих «ополченцев» — то есть как бы добрых бородатых партизан из снимающегося в России тоннами Кино Про Великую Отечественную Войну — в советский, в общем-то, Донбасс — чтобы как бы не дать его в обиду «бандеровцам» и «карателям» из того же бесконечного Кино. Россия, несколько накаляя и без того нервную обстановочку, обещает превратить Запад в радиоактивный пепел, жужжит у Запада над ушами ядерными бомбардировщиками, а российский президент при этом прямо заявляет Федеральному собранию: Гитлер пытался нас развалить — не вышло! И у Запада не выйдет!
Простите, что?
Запад, конечно, присылал на Майдан двух польских министров, одного еврокомиссара и директора ЦРУ, но вот чтобы спонсировать украинский фашизм — нет: на это денег у нас нет, нам очень жаль. И оружием снабжать его Запад тоже не готов: может, хотите вместо оружия камуфляж почти не ношенный или бинокли?
В общем, Война На Уничтожение России видна только из России. И только из Бункера. Из того самого Бункера, в который они все втиснулись и из которого озлобленно, подозрительно и одичало оглядывают весь остальной мир. Оттуда вещают, брызжа слюной в микрофоны, об осаде, о столкновении цивилизаций, об удушении, о расчленении; там придумывают, что Запад догнивает и разваливается. Придумывают? Нет, давно уже придумали. В том же самом Бункере. А нынешние пропагандисты просто старые пыльные методички с полок сняли, которые от прежних хозяев Бункера остались.
Наш бронепоезд никогда и не переводили на запасной путь. Ему просто заказали в бельгийском агентстве ребрендинг и перекрасили понарядней — для маскировки под мирную жизнь.
Можно, оказалось, вывести людей из Бункера, но нельзя вывести Бункер из людей. В Бункере нашему руководству понятней и уютней. И — самое неприятное — Бункер милей надземного мира почти всякому русскому человеку, татарин он там или чуваш. 86 процентов, по опросам, никуда бы из него и не вылезали. И при первом же сигнале тревоги с радостью ринулись эти 86 процентов обратно. Домой. Вот он, главный итог уходящего года.
Каждый теперь запасает крупы, каждый воюет в телеокопах Теледонбасса, каждый поет «Хоть бы не было войны» и каждый мрачно шепчет: «А хоть бы и была». Невидимая линия фронта проходит по 86 из 100 сердец.
Об одном забывают эти 86 процентов: если завтра война, если завтра в поход, в настоящем-то Бункере мест на всех не хватит. Консервов только на руководство заготовлено.

понедельник, 8 декабря 2014 г.

Конец "Новороссии": Путин оказался в шаге от поражения

Нет на Донбассе никакой блокады. Расстояние от Донецка до Ростова-на-Дону всего 202 км. От  других украинских городов, подконтрольных бандитам, и того меньше. А если в Ростов не ехать, то Россия и вовсе рядом.
Вчера заболела тётя Люба - наши беженцы. Переживает, что в их доме в Донецке размёрзлась система отопления. Т.е. в их квартире водопровода, сантехники, электропроводки, паркета, мебели уже нет. И людей в доме нет. Кому это нужно? Кремлёвский деятель решил отвести внимание от Крыма - получит проблему в Ростове.
Сейчас на Донбассе осталось около 2 миллионов человек. Скоро они поедут "в гости" в Ростовскую область. Довыпендривались.
Статья отсюда.
***********************************
На переговорах в Минске должно решиться, достигнет ли Кремль своей стратегической цели или потерпит поражение
Очередной раунд переговоров по урегулированию ситуации на востоке Украины должен состояться в Минске уже 9 декабря. Если он не будет перенесен, то планируется, что на этот раз стороны будут договариваться не столько о новых мирных инициативах, а о механизмах реализации старых, которые были согласованы еще в сентябре, но фактически так и остались лишь на бумаге.
Новый раунд переговоров будет проходить в принципиально новых условиях, нежели сентябрьский. Тогда, сразу после иловайского котла и полураспада фронта, украинская сторона была в заведомо проигрышной позиции. Петру Порошенко было необходимо любыми средствами стабилизировать ситуацию на востоке, чтобы не только остановить наступление на Мариуполь, но и провести парламентские выборы с достойным для себя результатом.
Во многом именно поэтому сентябрьские договоренности для украинской стороны были далеки от идеальных и вызвали множество нареканий в Киеве. Недовольство было вызвано политической частью соглашения: de facto признанием власти боевиков в Донбассе, обещанием содержать оккупированные территории, а также предоставить им некий “особый статус”, что многими было воспринято как первый шаг на пути федерализации страны по кремлевскому сценарию.
Впрочем, ни украинское руководство, ни лидеры сепаратистов к исполнению взятых на себя обязательств слишком серьезно относиться не стали. В неподконтрольных Киеву районах Донецкой и Луганской областей состоялись никем (даже Россией) не признанные “местные выборы”, что дало повод отказаться от исполнения своих обязательств в политической и финансовой части соглашения. Перемирия и отвода войск, которые также были прописаны в минском меморандуме, также не случилось.
Словом, на первый взгляд, никаких существенных изменений это соглашение не принесло, стороны остались “при своих”. Однако это не вполне так: общая ситуация вокруг временно замороженного конфликта развивалась достаточно стремительно, причем почти всегда – в благоприятном для Украины направлении.
Во-первых, российский президент Владимир Путин подвергся тотальной обструкции со стороны западных лидеров и Китая на саммите G20 в Брисбене. Хозяину Кремля дали понять, что в басни про невмешательство РФ в конфликт никто не верит, а любое его обострение повлечет за собой самые жесткие санкции, включая отключение российских банков от международной системы SWIFT. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что эта мера стала бы нокаутирующим ударом по финансовым учреждениям, которые и так пошатываются под санкциями. Этой угрозой Запад практически нейтрализовал угрозу эскалации боевых действий со стороны сепаратистов. Сейчас штурм Мариуполя или Дебальцево стал бы смертным приговором российской банковской системе и, как следствие, экономике в целом.
Во-вторых, наступление холодов продемонстрировало полную неспособность лидеров сепаратистов наладить хоть какое-то подобие мирной жизни на оккупированных территориях без внешней финансовой поддержки. Замерзающие Луганск и Донецк фактически оказались на грани гуманитарной катастрофы, города помельче эту грань уже пересекли: если называть вещи своими именами, там начался голод. Особенно тяжело приходится пенсионерам, не способным к самостоятельному передвижению. В отсутствие нормально работающих социальных и медицинских служб, они медленно умирают в своих холодных квартирах без еды и лекарств.
В-третьих, среди сепаратистских группировок началась грызня за тающие ресурсы и поддержку из Москвы. Ни о каком едином руководстве в так называемых ДНР и ЛНР и речи не идет. Неспособность и нежелание боевиков придерживаться перемирия во многом вызвано этой раздробленностью и отсутствием в их рядах единоначалия. У этого обстоятельства есть и еще один эффект: различные сепаратистские группы никак не могут договориться о своей стратегической цели. Одни хотят независимости, другие – присоединения к России, а третьи – широкой автономии в составе Украины. И у каждой из этих концепций до недавнего времени были свои сторонники в Москве, добивающиеся соответствующего политического решения от Владимира Путина.
По совокупности этих факторов к началу декабря положение сепаратистских образований стало совсем непростым. Надежды Кремля на то, что после Иловайска Украина согласится признать сепаратистов и законодательно оформить федерализацию, не оправдались, а финансовая изоляция оккупированных регионов от Украины привела к краху местной экономики. Москва оказалась на руках с нашпигованным оружием, разрушенным регионом, население которого голодает и замерзает.
В этой ситуации у российского руководства осталось четыре варианта действий:
- Пойти на обострение конфликта, чтобы силой заставить Украину объявить о федерализации и взять на себя заботу о Донбассе;
- Бросить проект “Новороссия” на произвол судьбы и закрыть границу с Украиной, фактически признав свое поражение по всем фронтам;
- “Заморозить” конфликт, взяв на себя содержание Донбасса
- Попытаться добиться своих целей переговорами.
Первый вариант, за который выступали кремлевские “ястребы”, был отвергнут по названной выше причине – это чревато обвалом экономики России, социальными потрясениями и народными волнениями.
Второй неприемлем по идеологическим соображениям: население, которому почти год внушают, что “там наши люди”, категорически не поймет и не примет такого решения. Уже сейчас люди вроде Стрелкова-Гиркина недвусмысленно обвиняют Кремль в предательстве “Новороссии” и быстро набирают популярность в наиболее консервативной части российского общества. Кроме того, в Москве все понимают, что отказ от Донбасса международных санкций не снимет, следующим в очереди станет Крым. Кремлю крайне необходимо, чтобы какая-то напряженность на востоке Украины сохранялась как можно дольше. Капитуляция сейчас не подходит совершенно.
Третий вариант крайне обременителен по финансовым соображениям. Сейчас в Донецкой и Луганской области осталось жить примерно два миллиона человек. Российский бюджет, трещащий по швам из-за падения нефтяных цен, едва справляется с текущими обязательствами. Содержание такого количества людей он просто не потянет. Однако Москва и не может допустить в этом регионе массовой гибели населения от голода и холода: как и в случае с капитуляцией, этого просто не поймет российское население. Поэтому какие-то подачки в виде “гуманитарной помощи” в Донбасс, видимо, пойдут. Но полностью обеспечивать регион Москва не станет: это было бы фактическим признанием оккупации, а также отказом от стратегической цели – федерализации Украины с Донецкой и Луганской областями в качестве агентов российского влияния на Киев внутри страны.
Остается четвертый вариант: переговоры. Российское руководство уже не скрывает, что надеется как можно быстрее добиться заявленной цели: имплантировать подконтрольный себе Донбасс в Украину. Никаких разговоров о независимости и уж тем более – присоединении региона к России в Москве не ведется. Президент Путин заявил об этом прямым текстом: “Восток Украины и остальная ее часть нуждаются друг в друге”. И это при том, что в ранних своих выступлениях Донбасс он величал “Новороссией”, отказывая Украине в историческом праве на суверенитет над этими регионами.
Если стратегическая цель Кремля – реинтеграция сепаратистских регионов Украины, то тактическая намного более тривиальна: заставить Киев платить лидерам боевиков. Для этого Путин собирается использовать украинских пленных в качестве заложников, о чем он, особенно не стесняясь, сказал несколько дней назад: “Россия […] поддерживает дополнительные шаги по обмену пленными. И, конечно, исхожу из того, что будет восстанавливаться хозяйственная жизнь, и любые элементы какой-либо блокады этого региона будут исключены их практической жизни”.
Поскольку договоренность по пленным была заключена еще в сентябре (всех на всех), но не выполняется, то “дополнительные шаги” в связке с требованием “исключение элементов блокады” может означать только одно: Кремль намерен продавать украинских пленных за субсидии из Киева в адрес “ДНР/ЛНР”. Звучит, конечно, неправдоподобно цинично, но это вполне в стиле российского президента, удивляться тут особенно нечему.
Одновременно с этим в непризнанных республиках началась охота на лидеров боевиков, пытающихся проявлять хоть какую-то самостоятельность. Российские спецслужбы и их местные миньоны довольно бесцеремонно отлавливают излишне деловых полевых командиров, переправляя их в Россию или прямиком в лучший мир. Особо усердно устраняются буйные сторонники самостоятельности Донбасса, то есть сепаратисты в буквальном смысле этого слова.
По сути дела, в Донбассе идет строительство маленькой вертикали власти (своего рода отростка российской), основанной на отрицательном отборе: в руководство попадают только самые беспринципные, безынициативные и (желательно) глуповатые люди, которые не задают вопросов и не умничают, а тупо исполняют директивы из Москвы. Таковым, например, является Александр Захарченко – лидер так называемой ДНР. Поскольку военные действия приостановлены, от него и подобных ему требуется лишь одно: управляемость.
Цель этих мероприятий очевидна – создать однородную структуру, которую, как выразился источник Новой газеты в Кремле, планируется “втолкнуть в Украину на условиях какой-либо автономии”. Получится ли у Владимира Путина осуществить задуманное, во многом зависит от позиции украинского руководства.
После иловайской катастрофы Киев четко осознал вполне предсказуемую бесперспективность чисто военного пути разрешения кризиса. Новая стратегия была выбрана в целом верно: сдерживание России на дипломатическим и военном фронте, а также поэтапное отсечение сепаратистских образований от источников финансирования. Но главное – это принятие чрезвычайно тяжелого с политической точки зрения решения фактически отказаться от суверенитета над оккупированными территориями.
Вся стратегия Владимира Путина строилась на том, что Украина из последних сил будет цепляться и биться за Донбасс, одновременно финансируя его (в свое время он именно так поступил с Чечней). По его плану, это должно было истощить Украину эмоционально и финансово, вынудив Киев согласиться с федерализацией по кремлевскому сценарию. Украинский молчаливый отказ от борьбы по навязанному сценарию перевернул ситуацию с ног на голову. Теперь над вопросом “Что делать с Донбассом?” ломают голову в Москве, а не в Киеве. И, разумеется, приемлемых вариантов не находят. Отсюда и желание перебросить его назад – “втолкнуть в Украину”.
Поскольку “ДНР/ЛНР” с самого начала были совершенно искусственными и нежизнеспособными проектами, внутри них и в их отношениях с Россией неизбежно возникают многочисленные противоречия и конфликты, нормального разрешения которых просто нет. Для достижения общей победы Киеву надо не торопиться вернуть Донецкую и Луганскую области любой ценой. Сейчас намного разумнее было бы придерживаться ранее выбранной стратегии поведения: ни в коем случае не соглашаться ни на какой “особый статус” Донбасса, не финансировать его и, разумеется, укреплять оборону на потенциально опасных направлениях. Конечно, искушение покончить с конфликтом быстро будет велико, но сейчас выжидание –стратегически более выигрышный вариант.
Москва так или иначе будет вынуждена тратить огромные суммы на поддержание структур сепаратистов в минимально работающем состоянии, ограниченное восстановление инфраструктуры, а также спасение подконтрольных им территорий от гуманитарной катастрофы. Зимой и весной из-за холодов это будет особенно дорого обходиться и без того дырявому российскому бюджету.
Уже через несколько месяцев ноша может стать непосильной, Кремль будет уже не просить, как сейчас, а требовать, чтобы Киев “забрал Донбасс назад”. Ни о каких “народных республиках” и федерализации речи уже, конечно, идти не будет, свои условия урегулирования конфликта сможет диктовать Украина.
Сейчас единственное, что может пока спасти Путина от поражения в этой войне, – это достижение в Минске договоренности о каких-то “особых” условиях реинтеграции оккупированной части Донбасса в Украину. И именно этого Киев должен не допустить во чтобы то ни стало.