Точно! И для начала надо просто начать продавать флаги ЕС. Тогда они появятся на улицах как и флаги Украины. И тогда всем будет видно, что развод - дело решённое.
Источник статьи здесь.
*************************************
Источник статьи здесь.
*************************************
События в России – вот основная точка притяжения украинских СМИ. Что греха таить, придирчивая критичность патриотически настроенных авторов порой доходит до такой эмоциональности, какая бывает при разводе некогда страстно влюбленных супругов.
Как жена постоянно и живо интересуется невзгодами бывшего мужа, так украинские СМИ – с сочувствующими читателями вместе – что ни день злорадствуют по поводу лишений российского населения, истинных или мнимых, не важно. Это своеобразная компенсация за минувшую близость и доверие, возврата к которому больше не будет. Вспоминается все, на что раньше закрывали глаза, — и традиционные имперские амбиции России, и снисходительное отношение к культуре «младшего брата», и позорные интервенции советского периода, не говоря уж о голодоморах. Всяко лыко теперь поставлено России в строку в отместку за вековое терпение и притеснение.
Однако совместное прошлое требует все же не огульного отрицания, а переосмысления. А будущее требует переориентации на иной, не-имперский культурный продукт. Насколько сложной может оказаться такая переориентация, показывают обычные наблюдения за русскоязычной интеллигенцией, представителей которой в Украине — миллионы.
Зачастую даже патриотически настроенные русскоязычные граждане Украины, привыкшие за десятилетия советской власти считать Москву и Ленинград светочами культуры и образования, в последний год буквально присосались к потоку новостей «Дождя» и «Эха Москвы», несмотря на сервильность Венедиктова, беспринципность Ксении Собчак и бесцветность прочих ведущих, которую признает и сам пока что уцелевший телеканал. Такие пристрастия зрители оправдывают «второсортностью» украинского телевидения и тем расхожим мнением, что «всё равно все лгут».
После украинской нелицеприятной и жесткой тележурналистики смотреть псевдооппозиционную манную кашу из Москвы скучно, а временами просто смешно. Очень забавно, к примеру, когда в прямом эфире зрители спрашивают у политолога Белковского совет, в какой вуз поступать, или интересуются у него, не будет ли он выдвигать свою кандидатуру в президенты России. Тут уж хочется повторить за поэтом : «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Но одновременно начинаешь понимать дистанцию, пройденную украинским обществом за годы независимости. Тем не менее самоидентификация в качестве граждан Украины по крайней мере половины «белых воротничков» из мегаполисов далека от завершения. И в этом виновата отнюдь не пассивность правительства, а консервативность вкусов, сформированных преимущественно еще в русскоязычной семье и в средней школе.
Надо честно признать, что значительная часть населения Украины, имеющая достаточно высокий образовательный уровень, не готова довольствоваться национальной этнографией вместо искусства, умиляться при виде глечиков и вишневых садочков, читать преимущественно украинских авторов и перейти на украинский язык в повседневном общении. Пусть это наследие имперского прошлого, но надеяться на категорический отказ от русскоязычного культурного пласта – утопия. При этом недостаточно просто смириться с приоритетным положением в шкале литературных ценностей Пушкина, Цветаевой, Толстого и даже советских литературных китов по сравнению с украинскими. Придется участь, что толкования снов Веры Павловны и марксовы мессианские и эгалитаристские идеи засели в мозгу даже наиболее продвинутых представителей старшего поколения, словно гвозди в сырой доске.
С подобной проблемой отмежевания от имперской культуры столкнулась в свое время Ирландия, где борьба за независимость была длительной и кровопролитной, а господство Англии – многовековым. Тем не менее, страна не отказалась от английского языка, но были найдены иные способы упрочения национальной идентичности.
Если продолжить аналогию с разводом, то надо признать, что последствия развода будут не такими болезненными, когда супруги перестанут упиваться неудачами другого, а вместо этого будут налаживать независимое существование. Так и Украина должна прекратить завороженно наблюдать за промахами Путина и гримасами массового сознания населения России. Следует выработать спокойное и взвешенное отношение к происходящему у соседа и давать этим событиям более объективную оценку, не обольщаясь несбыточными надеждами. Последние сто лет показали, что тираническое правление может длиться в России в течение нескольких поколений, и страдания народа – а пока что в России нет страданий народа в собственном смысле этого слова – не побудят свергнуть правителя без неких экстремальных внешних воздействий вроде проигранной масштабной войны.
Пусть россияне воюют с сыром, разгоняют облака флагами и расширяют потенциальные зоны огневого и подсечного земледелия. Пусть везут из Мексики рыбу, раз не в состоянии выловить ее в Тихом океане, а из Китая – трусы, если разучились шить. Украинцы должны прежде всего сосредоточиться на своих проблемах.
То же самое касается и болезненного интереса к наличию – или отсутствию – отдыхающих в Крыму. Крым пережил воистину лихие 90-е, когда явочным порядком в многоэтажках был отключен газ, а воду летом развозили бочками. Крым пережил закрытие школ, в которых не работали туалеты и умывальники. Крым пережил почти 50- процентную безработицу и практически полное отсутствие отдыхающих с 1986 по 1995 годы, когда в гостиницах летом было занято по 1-2 номера. Так что Крыму не привыкать. Украинцам же, в том числе и имеющим высшее образование, пора понять, что нарушение закона не перестает быть нарушением и даже преступлением просто потому, что оно кому-то выгодно. При этом число людей, получивших выгоду, даже если их миллионы, роли не играет. Тем более, что эти люди – по преимуществу захватчики чужой земли, пусть даже захватившие ее с высочайшего благословения. И не надо Украине убеждать крымских ватников, что нарушать законы плохо. Они все равно не станут слушать. Украине надо искать средство отстаивать свои права.
Когда-то в несравненной детской книжке «Вредные советы» Григорий Остер очень метко заклеймил советский образ мыслей:
Если в кухне тараканы маршируют по столу
И устраивают мыши на полу учебный бой –
Это значит, что пора нам прекратить борьбу за мир
И все силы свои бросить на борьбу за чистоту.
Украина – не Россия. И тем более украинцы не «братский» россиянам народ. Потому что для завоевателя нет «братских» народов, а есть только народы покоренные либо народы ассимилированные.
Самая большая протяженность украинской границы приходится на границу с Россией. Это не трагедия, это просто факт. А факты – упрямая вещь. Ведь сосуществовала же Европа и США с Советским Союзом столько лет – и мы сможем сосуществовать с Россией. Но для этого надо исходить из принципов созидания нового, а не сведения счетов за старое. Причем речь не о прощении, а всего лишь о смещении акцентов – с ненависти, свойственной обиженному, на уверенность сильного.
Выходом для русскоязычной украинской интеллигенции, которая просто вынуждена заполнить чем-то культурный вакуум, образовавшийся в результате отторжения всего того российского, что оказалось чересчур имперским, может быть ускоренная вестернизация. Ибо стремление вступить в Евросоюз – это и есть проявление вестернизации массового сознания.
При этом следует понимать, что реальная вестернизация не сводится к ношению джинсов и периодическим поездкам на отдых в Черногорию (Чехию, Грецию, Италию, Австралию – в зависимости от достатка). Мы уже убедились, что изобилие джинсов и модных гаджетов вообще и международный туризм Россию внутренне не модернизировали. Вестернизация должна затронуть сами основы постсоветского бытия. Ее необходимыми элементами являются уважение к закону, неприятие коррупции на бытовом уровне, личная ответственность и толерантность. Как раз эти элементы и могут стать основой для единения украинского общества.
София Украинцева, блоггер
Комментариев нет:
Отправить комментарий